пятница, 23 января 2009 г.

Водолазы



























Вся водолазная рать
Московскую «Крокин-галерею» наводнили фантастические существа, созданные Леонидом Тишковым


Один из самых известных московских концептуалистов Леонид Тишков
предлагает смотреть на мир глазами мифических водолазов. На его
выставке можно познакомиться с подводной философией, космогонией и
религией.

Леонид Тишков, возможно, единственный из современных художников, кто
последовательно работает со своей мифологией. Придумывает
полуреальные персонажи и ведет их через все перипетии человеческого
мира. Тишковские водолазы – долгожители. В этом году им исполняется
20 лет, и «водолазные» чествования начались еще в Берлине, где на
российско-немецкой выставке художник представил свои последние листы
с прощальными сюжетами. Теперь они переместились в столичную
«Крокин-галерею», где выставлены все достижения в этой области:
здесь и кукольные водолазы, свисающие с потолка, и целые серии
графических листов о том, как водолазы общаются с людьми и себе
подобными, наконец, поэтические фантазии о последних водолазных днях.


Как и полагается мифологическим героям, они существуют на грани
фантастики и реальности. Сам Тишков признается, что увидел
водолазов, когда ему было восемь лет на берегу уральского пруда. Они
якобы вытаскивали из пруда утопленников. Этот первый образ стал
толчком к целой цепочке сравнений. Ведь водолаз – это не аквалангист
с его кислородными баллонами, который свободно летает в воде, как
птица в воздухе. Водолаз в своем увесистом шлеме шагает (лазает) по
дну и соединен с внешним миром шлангом-пуповиной. Этот
получеловек-полуробот рождает у художника массу мыслей. Вроде того,
что все мы немного водолазы, так как появляемся на свет, соединенные
пуповиной с материнским чревом. Что внутри этих страшных водолазных
костюмов имеется какая-то бестелесная душа. Не исключено, что к
концу жизни веревка утащит нас обратно в лоно матери, где мы сбросим
скафандры и станем теми, кем были всегда.

Ко всей этой водолазной философии примешана еще и водолазная
космогония с религией. Тишков авторитетно заявляет: «Согласно
мусульманской легенде, Аллах сотворил разумных существ: ангелов,
созданных из света, джиннов, созданных из огня, людей, созданных из
земли, и водолазов, созданных из воды». Конечно, здесь можно увидеть
типичное дуракаваляние, свойственное всем постмодернистам. Взять,
например, Кабакова с его Примаковым Вшкафусидящим или митьков с их
колоритными алкоголиками-моряками. Известный карикатурист Алексей
Червяков, например, построил весь мир вокруг обыкновенной спички (у
него даже была спичка-Христос). Но у Леонида Тишкова сами картины
настолько изощренны, образы так сильно погружены в подсознательное
(всем памятен его сон о «Хрустальном желудке ангела»), что критики
готовы его сравнить со старыми мастерами вроде Босха или Брейгеля.
Кстати сказать, у Босха тоже немало персонажей, смахивающих на
водолазов (с шарами вокруг головы, в костюмах-скафандрах). Правда, в
древних картинах эти полулюди представляют мировой хаос, когда
человеческое сливалось с природным и вселяло страх в души грешников.
Тишковские водолазы, наоборот, очень детские, домашние и до боли
родные. Остается добавить, что сам Тишков (врач по образованию) не
слишком хорошо плавает, никогда не погружался и не страдает
психическими расстройствами.

Сергей Соловьев,
Новые Известия, 24-02-04

вторник, 20 января 2009 г.

Желудок в печали












Отцемать












1994, литография, 28 экз, издание Даблус


понедельник, 19 января 2009 г.

Даблоиды, Стомаки, Чурки



Даблоиды, 1991


Стомаки, 1993



Чурки, 1995


суббота, 17 января 2009 г.

Даблоиды


Я не буду говорить о духовности в искусстве. Я буду говорить о даблоидах. Уже много лет эти удивительные создания занимают мой разум и сердце, отнимая покой и сон. Перед вами картина исполненная мною в технике масляной живописи на холсте.


Даблоид простейший, или обыкновенный. Скорее его образ, знак. Настоящий даблоид выглядит так. Но опять я здесь должен сделать поправку на очеловечивание образа даблоида, потому что настоящего изображения даблоида не существует и никогда быть не может, так как он сумма идей, заключающих в себя сознание человека и его экзистенции.
Начну издалека, скорее из глубины,- подсознания. Это образ пришёл ко мне из снов, поселился в моём мозге и обживает моё сознание и окружающий меня мир как наглый, бесчувственный, красивый и желанный объект. Уже потом, анализируя этот объект как естествоиспытатель я пришёл к тем выводам, что вы услышите ниже.
А сейчас о фантастических историях, которые приходили ко мне в начале моего бесконечного романа с даблоидом. В 1988 году мною был нарисован альбом в стиле русского лубка и раннего Кабакова, который носил название "Люди моей деревни".
Моё детство и юность прошли на Урале, в глубине России, в маленьком провинциальном городке. Язык, обычаи, мифологические рассказы моей бабушки, запойное чтение фантастической литературы, народный юмор,- всё это перемешалось в этой странной истории.




Как возникли даблоиды, откуда они произошли, что случилось и как люди реагировали на них. В 1990 году я написал по альбому пьесу "Даблоиды", которая была поставлена в нескольких театрах С.Ш.А. После я создал несколько альбомов на эту же тему: "Новое о даблоидах" 1992, "Педагогика даблоидов" 1992, "Даблоиды и их люди" 1994, а также несколько книг симулирующие комиксы:"Даблоиды"1990,1991, "Простые действия Д."1991, и т.д.





Так что же такое это даблоид. Начнём с внешнего описания. Абсолютно антропоморфное существо в виде автономной ноги с маленькой головоподобным образованием в верней его части. Обычно имеет пять пальцев, иногда мутирует, изменяясь формально (см. книгу "Даблоиды" 1991,М.,Има пресс-Даблус).Перед вами обыкновенный даблоид, классической формы и цвета.

Цвет даблоида всегда красный! Если вы увидите даблоида другого цвета,- значит автор его позволил себе лишнего и он изменил первичный смысл образа. Такая окраска даблоида обозначает жизненную силу, которую даёт ему его человек. По моим представлениям каждый человек имеет своего даблоида и он сопровождает его всю жизнь. Форма даблоида символизирует соитие высокого и низкого: голова в небесах, далеко, потому и маленькая, нога внизу - устойчивая и большая. Именно нога является образом человека, а не рука как писал Энгельс. Только человек единственное на планете прямоходящее животное и имеет ноги. Образ ноги как человеческого, а также подсознательного эротизма человека присутствует в культуре всех народов. Это наскальные рисунки и охристые отпечатки конечностей доисторических людей, доколумбовая керамика Америки, средневековые барельефы и рисунки, множественные даблоидоподобные структуры в произведениях сюрреалистов, одинокие ноги Леннона, Филипа Гастона, Гобера и других.
Два даблоида: женский-левый,мужской-правый соединяются в знак Дао(илл.). Иероглиф Дао (Путь) состоит из двух иероглифов: нога и голова. Значит даблоид - это путь человека, его красный цвет - это жизнь, его форма - желание.
Откуда пришли эти даблоиды? Они родились из круглого (rotundum) высшего бога - Даблуса, единого и великого. И произошло это на Урале, земле, порождающей мифы, где и мне повезло родиться. Документальное подтверждение существования даблоидов - цитата из газеты "Новое Время", бывшая "Ленинское Знамя", перепечатанная из газеты "Уральский Рабочий" от 8.06.94 года.
"Как-то вместе с приятелем мы работали возле реки Серги. Ставили опыты с растениями, которые живут на скалах. Для этого накрывали их банками и вводили радиоактивную углекислоту. И вот однажды приходим - банки есть, а трава под ними куда-то исчезла. Места кругом глухие, подшутить некому. Видим, возле реки старик траву косит. Мы к нему, мол, так и так. А он нам: "Не берите в голову, это щелпы".
"А кто это?"
"Да они когда кто".
Потом я интересовался проблемой щелпов специально. Студенты видели в этом районе четырёхметровых существ. Охотники после ночёвки обнаруживают сапоги только на правую ногу. Или из запаянных банок бесследно исчезает сгущёное молоко.Таких историй в Бажуково вам расскажут сотни,"
И это не удивительно для меня, что действие пьесы "Даблоиды" разворачивается в деревне Бажуково, наоборот я очень удивлён, что жители этой деревни стали встречаться с даблоидами и упоминать о них в прессе( "...пропадают только сапоги на левую ногу") только через четыре года после написания пьесы.
Документальных свидетельств присутствия Даблуса на Среднем Урале бесконечное множество. Этот район вообще самый насыщенный феноменами в России.




Обычно Даблус наблюдатели путают с НЛО. Овальная форма, молочный свет, исходящий от краснооранжевого тела, чувство страха у наблюдателей, способ "рождения" пришельцев, раскалывание пополам и исчезновение... Всё это говорит за то, что пресловутые Неопознанные Объекты - вполне определённый и конкретный объект: Великий и Могучий Даблус. Блестящий андрогин ,отцемать (так назвал я свою книгу, изданную в издательстве Даблус в 1993 году), вода и огонь, мандала, явление эпифании.
Мною найдено изображение Даблуса на древнерусских иконах Рождества Богородицы. Обычно Богородица возлежит или сидит на овальном красном объекте, иногда его называют мутака , подушка для сидения. Так как в византийской или провославной иконе всё имеет смысл и иконопись является настоящим концептуальным искусством, этот предмет явно представляет собой Даблус - две соединённые основанием женские груди, оранжевого - "жизненного" цвета, олицетворяющие вечную женственность, плодородие, а в иконе - рождение Христа.
Сидящая Мария на Даблусе означает христианство, попирающее язычество, и в то же самое время рождённое из него.
Как всякий сильный психический бессознательный феномен, возникший из недр сознания народа, Даблус появился в России в период перехода от одной политической системы в другую, когда общество находится в состоянии растеренности, беспокойства и замешательства. И вот он появляется и рождает для упорядочения психического хаоса даблоидов как инструменты - так называемые "янтры", по буддизму доктрины махаяны, которые нормализуют психологический порядок, замещая собой политические и социальные мифы даблоидом.
Нельзя не отметить, что это особенно важно для русской нации, чья склонность к хаосу и психопатическая расположенность известны во всём мире.
Превращаясь из абстрактного образа в мягкую тёплую "любимую" игрушку, даблоид становится ручным, а страх и агрессия исчезают, как дым. Представьте только такую картину - если множество партий, общественных организаций, мелкие социальные группы заменят свои знаки на флагах и в сознании на единый красный знак - даблоид на желтом фоне. И этот даблоид, эта "идея всех вещей" сублимирует и массовые психозы, и смутные страхи подростка, маленького жителя Урала или Скандинавских гор.
Чтобы внедрить в общественное сознание даблоидную философию, я начал проект даблоидизации мира с маленьких и понятных вещей - домашнего изготовления даблоидов сомостоятельно каждым человеком. Как же самому сделать себе даблоида?
Очень просто. Вы берёте свой носок или своего отца, когда-то оставшийся одиноким: другой прохудился и вы его выбросили, а целый сохранили. Он помнит вашу ногу, хранит ваше тепло, в нём остался кусочек вашей души. Именно в ноге хранится душа, а не в печени как уверяли древние китайцы. Вспомните Ахиллесову стопу или русскую поговорку: душа ушла в пятки. После нужно прорезать пальцы, вырезать на дорзальной стороне носка клиновидный кусочек - это будет верхняя часть его корпуса, далее всё это сшивается и набивается ватой или шерстью. Далее даблоид украшается нитями, бисером, блёстками или остаётся скромным как простой носок.
По завершении ему даётся имя. Например: Маленькая Мария или Catti, Мандулмандул или Иисус Христос. Даблоид этот помещается в одно из самых почётных мест в вашем доме или где угодно. Но самое главное он теперь является вашим другом, двойником, он аккумулирует и уничтожает фантомы сознания.
Для продвижения проекта в 1990 году я создал издательство Даблус, которое публикует книги, а так как любая книга является продуктом сознания, то книгоиздательская практика является производством даблоидов. Кроме моих собственных книг в нём выходили книги разных авторов, называть которых не имеет никакого смысла, так как изданные Даблусом они превратились в даблоидов. Всего за семь лет было выпушено в свет около 20 изданий.
В 1993 году мною был создан Фонд Даблус для более широкой деятельности по даблоидизации мира. Непосредственно распространением идей даблоида занимается отдел Фонда который носит название Пропагандаблус. Под этой маркой были напечатаны пропагандисткие плакаты для расклейки в общественных местах(илл.).

Пропагандаблус занимается внедрением и популяризацией всевозможных даблоидных проектов в области архитектуры, монументального и прикладного искусства, дизайна. И многого другого, что мы называем public art. Некоторые примеры из этой области.
1. Установка памятнику Даблоиду ( простейший вариант ). Это может быть установка новых, замена старых и воздвижение на подстаментах демонтированных памятников. Пример: на площади Лубянка возле комплекса зданий КГБ в 1994 был демонтирован памятник Феликсу Эдмундовичу Дзержинскому, герою революции и первому председателю ЧК(илл.). Остался прекрасный подстамент работы архитектора Фальконе, ранее бывший центральной частью фонтана. Долгое время обсуждалась постановка нового памятника на месте старого. Предполагали установить памятник Русскому Купцу, Памятник погибшим от сталинских репрессий и многое другое. Однажды правыми демократами было установлено на этом подстаменте деревянное распятие, но через непродолжительное время другой группой граждан оно было разрушено. Вокруг этого места собирались политические партии, беспрерывно шло
митингование, накал страстей усиливался, - и чтобы решить эту проблему городские власти разобрали прекрасной работы подстамент. Казалось, проблема была решена, но нет! - однажды группа социально ориентированных граждан притащила камень и положила его на это место, обозвав его Памятником Замученных на Соловках. Вскоре на нём появились оскверняющие надписи, сделанные другими социально ориентированными гражданами. И вот этого никогда бы не было, если на месте Дзержинского был бы установлен памятник Даблоиду! Под памятником Ничему, смешному изображению ногоподобного существа митинговать бессмысленно, люди же вокруг при созерцании его скорее бы улыбались, а не митинговали. Сотрудники бывшего КГБ наблюдали бы из окон своего сурового ведомства большого красного даблоида и в их головах может быть произошёл бы сдвиг в сторону бессмысленности их нынешнего существования. И ещё - эстетический момент: со стороны Мясницкой, с горки открывался бы вид на Кремль и Манежную площадь с Даблоидом на переднем плане. И каждый человек мог бы присваивать бессмысленному памятнику своё значение, а свободные люди - просто бы говорили: это же даблоид и всё тут!




Подобный проект может быть осуществлён и в других странах. Возьмите Латинскую Америку, - везде памятники Боливару. Самого разного размера и качества. Я наблюдал в Каракасе около 10 подобных монументов(илл.). Заменить на их даблоидов! А украинский даблоид Тарас Шевченко(илл.), памятник ему я нашёл даже в Эдинбурге! Где только вы не найдёте Тараса - может быть на Северном Полюсе, но я уверен, что в Стокгольме он точно есть. Монументы свободе, великим царям и политическим лидерам народов, национальным поэтам и другим социальным символам, должны быть заменены на даблоидов, что может явиться залогом грядущего освобождения сознания человечества(илл.). К сожалению в России сейчас происходит построение новой монументальной идеологии, безобразной и агрессивной в виде русской национальной идеи. Храм Христа Спасителя (православие), памятник Петру Первому(государственность), Поклонная Гора и памятник Жукову (армия), героям русских сказок (народность), - вот только небольшой список новых русских даблоидов, возведённых за последний год в столице России.
Один из путей освобождения от пут идеологии - это путь русского авангарда, но в точности наооборот. Почему я использовал его? Потому что такие художники как Малевич, Татлин, Родченко и им подобные предельно идеологизировали искусство, продвигая посредством его античеловеческие идеи большевиков в народ.
Разрушить идеологию, пародируя её и превращая в бессмысленность - это путь моего искусства, а не борьба одной идеологии с другой, что занимает умы современных мне художников в России.
Один из основных принципов Владимира Татлина, "отца" художественного авангарда. был принцип вещи-идеи; создавая художественные объекты, он заключал в них идеологию, думая, что от этого они станут идеальней. Будь это детские поильники, стулья, стол-диван, санки, памятник III Интернационалу или пресловутый Летатлин. Все его эксперименты так и остались функционально не пригодны, так как изначально содержали в себе утопическо-античеловеческую сущность коммунистической философии. Я же применил принцип идеи-вещи, взяв идею даболоида как основу я построил такие художественные объекты как: чайник и кружки, ювелирные украшения, ткань, обои(илл.), проекты мебели и памятников, и ,конечно, Летишкова.
О Летишкове я хочу рассказать подробнее. Когда я наблюдал бестолковое создание Татлина на выставках в России, а также его реконструкцию в Moderna Museet, я понял, что Летатлин является лучшей метафорой великого и ничтожного революционного эксперимента XX века в России(илл.). Вдохновенный художник и весёлые юноши-спортсмены в бело-голубых майках с эмблемой общества Динамо: "Д" ( может быть Даблоид?),- испытатели его гениального продукта, красота формы летательного снаряда, - и безобразный конец истории: потные авиаторы-летуны, пукающие от бессилия поднять прибор в небо, падение летательного аппарата в грязную лужу, даже не оторвавшегося от земли, порванный парашютный шёлк и боль в душе, что тебя обманули(илл.). Этот Летатлин - сущий даблоид, после он явился к нам как идеальный образ современного искусства, авангардная икона, на которую молится уже не одно поколение. Как же возникла у Татлина идея создания этого фантастического существа. Очень просто! В 1889 году, в Харькове, на юге России, когда Володе Татлину было 14 лет он бесцельно шатался по загородным пустырям, не зная чем заняться. Вдруг он увидел высоко в небе огромный оранжевый эллипс, сияющий в лучах июньского солнца, а после отделившегося от него человекоподобное существо с крыльями в 7 аршин ( 5 метров ) каждое. Для впечатлительного мальчика, никогда не видевшего ничего подобного, это было равносильно увидеть Неоопознанный Летающий Объект, космическо-божественного происхождения. Одно ясно, что Владимир Татлин наблюдал рождение даблоида из Даблуса(илл.). Официально же это проводились испытательные полёты управляемого летатательного аппарата конструкции доктора медицины Данилевского. Эллипсовидное тело - это был баллон с газом, кстати он носил имя "Эмбрион", а человек с крыльями,- аэронавт Пётр Косяков, 19 лет(илл.). Это событие перевернуло сознание Татлина, он бежал из дому, скитался по России, был юнгой, стал художником и у него за пазухой всегда была тоненькая невзрачная с виду книга Константина Данилевского, доктора медицины, " Управляемый летательный снаряд".
"Мы стоим у дверей практического разрешения великой проблемы летания человека - говорю практически, в смысле перенесения летания в самую жизнь, для удовлетворения первых запросов на летание, предъявляемых этой жизнью. Широкое поле открывается для работ над дальнейшим усовершенствованием этого летательного снаряда. Его настоящие недостатки ясны всякому мыслящему человеку как день. Его дальнейший путь совершенствования рисуется в моём воображении в виде целого ряда переходных ступеней, где последней ступенью будет его полное превращение из баллонного аппарата в безбаллонный. Но силы одного человека ничтожны; я пришёл звать Вас на совместную работу и не нужно быть пророком, чтобы предсказать, что тогда это превращение быть может совершится ещё на наших глазах." Это были последние слова доктора Данилевского, взятые мной из брошюры "Управляемый летательный снаряд. Доклад, читанный доктором Константином Яковлевичем Данилевским в подсекции воздухоплавания на X съезде естествоиспытателей и врачей в Киеве 27 августа 1898г.". Брошюра была отпечатана в Паровой Типографии и Литографии Зильберберга на Рыбной улице, дом 30, в Харькове.
То что Данилевский был врачом как и я, что в моей фамилии есть часть глагола "лететь" ( если Летатлин - летать - неопределённый глагол, Летишков - летишь - глагол настоящего времени, то получается, что Летатлин - это то, что предполагалось, а Летишков - что вышло по-настоящему: абсолютно бессмысленное творение - нога с крыльями в 7 аршин), что в 1998 году исполняется 100 лет со дня рождения одного из самых крупных даблоидов в мире искусства и идеологии- идее Летатлина, а не её практического исполнения, всё это убеждает меня реконструировать идею в виде Даблоида ( Летишкова ) и Даблуса (Эмбриона), и провести летом 1998 года испытания его в Стокгольме на премьере моей пьесы "Даблоиды", которая является ответом знаменитой опере Кручёных "Победа над солнцем", в моей пьесе солнце это Даблус, а воображаемая "победа" над ним привела к появлению даблоидов, то есть к поражению свободного сознания. Тем более в этом же году исполняется 30 лет реконструкции Летатлина шведскими мастерами и это событие так же надо отметить.


"Но силы одного человека ничтожны; я пришёл звать Вас на совместную работу и не нужно быть пророком, чтобы предсказать, что тогда это превращение быть может совершится на наших глазах." - хочу опять повторить эти замечательные слова моего коллеги, звучащие так актуально и через сто лет, потому что только объединившись мы можем изменить этот заплутавший в лабиринте идеологий мир!

Леонид Александрович Тишков, доктор медицины.
21 февраля 1997г. Москва







пятница, 16 января 2009 г.

Апокрифос








Наполненные чудесами, с традиционными сказочными сюжетами, эти существа-истории, эти картины-образы восходят из моей памяти как глубоководные рыбы, как свет из пещеры. Невозможность вспомнить дословно заставляет меня додумывать, и тогда появляется апокрифическое – нечто сокровенное, выходящее с кровью, потаенное ранее в памяти, в печени, в небесной сфере желудка. После этого слово становится плотью, овеществляется, занимая внутренние, а потом и внешние пространства.
Отрешенность сюжетов позволяет создавать множественность, переходящую в бесформенность, каковой обладает любая живая материя. В числе этих сюжетов: Благовещение, прядение пурпура, Рождество, Вязаник, Новый Год, Распятие, ужин в Еммаусе, святые деревья.
Стали пусты Даблоиды, висящие теперь как носки для рождественских подарков.
Символы христианства покоряют своей силой и простотой.
Много лет я создавал образы, сакрализуя профанное, но когда одни нумены покидают нас, другое божественное нисходит в долину.
И озаряет нас своим Светом.

Леонид Тишков, 2003