вторник, 19 декабря 2017 г.

Умань






Леонид Тишков (Россия)

Умань, 2016

Инсталляция, смешанная техника



Зигмунд Фрейд, как известно, ввел в психоанализ понятие «вытеснение», то есть склонность сознания забывать травмирующее событие, чего, однако, в полной мере осуществить не удается. Вытесненное возвращается в превращенной форме – в виде одолевающих нас кошмаров и образов жуткого. Отсюда горе, чтобы изжить себя, должно проделать работу, первая фаза которой – проработка – предполагает принятие памяти и признание, что травмирующее событие имело место. В последний период теория психоанализа дополнилась новым открытием. Выяснилось, что травма, особенно травма неизжитая, может передаваться потомкам, которые переживают ее как свою собственную. Исследователь Марианна Хирш называет этот феномен постпамятью. Подтверждением подобных идей являются многие работы Леонида Тишкова, в которых он обращается к истории своей семьи и рода, биографическим коллизиям родителей. В самом начале войны, в августе 1941 года, отец художника Александр Иванович Тишков оказался в Уманском котле, где были окружены 6-я, 12-я и 26-я армии Южного и Юго-Западного фронтов. Попав в плен, он надолго оказался в лагере под Уманью, позднее был перемещен в лагерь «Шталаг 326» в округе Штукенброк, где 4 апреля 1945 года был освобожден американскими войсками. Домой на Урал он вернулся в декабре 1945 года из спецлагеря НКВД «Борисенко» во Франкфурт-на-Одере, где проходил фильтрацию. О пережитом в военные годы он никогда не рассказывал, возможно, потому, что дал в НКВД подписку о неразглашении, а возможно, и потому, что вытеснил эти события из своей памяти. Задачей восстановить эти события, совершить проработку стал одержим его сын. Леониду Тишкову в интернете удалось найти справку НКВД о допросе отца, что пролило свет на обстоятельства его попадания в плен. Собирал он и немногочисленные, но страшные свидетельства, оставленные выжившими в Уманском котле. Наконец попалась ему и фотография, сделанная немецким фотографом, бесстрастно подписанная: «Негатив № 1. 13/22. Умань, Украина, страна – Россия. Дата съемки 14 августа 1941 г. 50 тысяч русских собрано в лагере военнослужащих в Умани». Пристально разглядывал Тишков это фото, всматриваясь в бесчисленные лица с тем, чтобы найти среди них отца. Не найдя его, рукотворно перенес увеличенную фотографию на бумагу. Хранит он в архиве и сделанную незадолго до начала войны фотографию отца в военной форме, от которой осталась лишь маленькая черная пуговица, обнаруженная среди многих пуговиц, собранных его матерью за всю жизнь. Эта пуговица стала для него фетишем памяти, он отливает ее в бронзе, превратив в монумент. Отождествив себя с судьбой отца, он одновременно увидел в ней судьбу сотен тысяч и миллионов, судьбу поколения, вызывая в памяти одно из лучших военных произведений советской прозы – «Судьбу человека» Михаила Шолохова. Так, художнику пришла в голову ассоциация, что написание Умани на латинице близко слову Human, в большинстве европейских языков означающее человеческое и человек. 


Виктор Мизиано


Из брошюры ВРЕМЯ И СМЫСЛЫ. Травма, память, забвение, знание.  УДЕЛ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ  СЕССИЯ III

Выставка  «Дом с привидениями» 1 декабря 2017 – 28 января 2018