Заброшенные
Утопии: Коньковый Завод
«Экспериментальные
полевые исследования руинированного индустриального пейзажа Верхотурья в
постсоветском пространстве. Эстетическая, археологическая, социологическая и
техно-научная интерпретация исследований и последующее создание идеального
музея Верхотурского конькового завода в виде художественной инсталляции.
«Музей есть не собрание вещей, а собор лиц.
Музей есть выражение памяти, общей для всех людей, как собора всех живущих,
памяти, неотделимой от разума, воли и действия, памяти не о потере вещей, а об
утрате лиц», – писал философ Николай Федоров, и мы, следуя его заветам,
представляем воображаемый музей Конькового завода как музей-собор лиц людей,
объединенных когда-то работой на фабрике. В индустриальном веке произошла
замена храмов на заводы, этот процесс был усугублен в Советском Союзе, когда
религия была упразднена, храмы закрыты. Взамен гражданам страны была предложена
модель фабрики как духовного и квазирелигиозного центра.
В 1997 году завод
коньков в Верхотурье закрыли. Хотя люди не перестали кататься на коньках, и лед
продолжает манить нас своим сияющими зеркалами, коньковый завод исчез, станки и
флаги Почета пропали, остатки лезвий заржавели и превратились в железный лом.
Но многие люди живы: они ходили по светлым и чистым цехам, люди, руки которых
делали коньки в тех стенах. И нас, прежде всего, интересуют рабочие завода, а
также время и пространство памяти, и человек в нем. Поэтому мы возводим
прозрачные стены Собора Музея Конькового Завода, в которых поместятся души
всех, кто когда-то обитал в цехах, стоял у станков, вытачивал лезвия,
прикручивал их к подметкам ботинок, аккуратно укладывал в коробки, проверяя
качество изделий. Мы попытаемся построить Собор Воскрешающего Музея, о каком
когда-то грезил художник Василий Чекрыгин, пусть пока это будет воображаемый
собор, но воистину, только такой собор невозможно разрушить, он живет, пока жив
Человек».
|
Мультимедиа
инсталляция "Собор Лиц Рабочих и Служащих Конькового Музея"
Завод коньков основан в
1947 году и на протяжении 40 лет был передовым предприятием в своей отрасли,
неоднократно награждался переходящими красными знаменами Министерства промышленности.
Для изготовления коньков на завод поступал металл из городов Новосибирска и
Горького. Ботинки спортивные поступали из Свердловска с фабрики «Спортобувь». В
1970-1980е годы коллектив предприятия насчитывал более пятисот человек,
ежегодно выпускались сотни тысяч пар коньков.
Верхотурский завод стал
необходим стране, его продукция - затребована, в каждой советской семье - по
несколько пар коньков. Зимние виды спорта по всей России и, особенно на Урале,
были в чести, расчищенные для катания естественные водоемы и заливные катки
существовали в каждом населенном пункте. Предприятие работало без перебоев, окончив
школу, жители приходили под сень Завода и оставались там на всю жизнь. В те
советские времена производили множество коньков: "снежок" и
"снегурки", "гаги", "канадки" и
"норвеги", и на Верхотурском заводе делали коньки отличного качества
и всегда сверх плана. В настоящее время территория
предприятия в заброшенном состоянии. Помещения бывших цехов и административный
корпус пустуют и ветшают. Несмотря на свою ординарную судьбу, коньковый завод
для Верхотурья до сих пор остается важной страницей истории прославленного
прошлого.
Хотя люди не перестали кататься на коньках, и лед продолжает манить нас своим
сияющими зеркалами, коньковый Завод исчез, остатки лезвий заржавели и
превратились в железный лом. Но многие люди живы, кто ходил по светлым и чистым
цехам, те люди, руки которых делали коньки в тех стенах. И нас прежде всего
интересуют рабочие Завода, а также время и пространство памяти, и человек в нем,
- говорит автор проекта Леонид Тишков.
Документальный фильм
«Конец рабочего дня» знакомит зрителя с подлинной историей конькового завода,
рассказанной ее главными свидетелями и творцами. Герои фильма – бывшие
сотрудники предприятия и, конечно, сам Завод, «рабочий день» которого подошел к
концу.
|
|
Остановленный
завод представляет собой эпическое зрелище: покинутый, оставленный как бы в
одночасье, он стоит памятником времени. Не работают станки, остановлен
транспортер, в ваннах электрофореза еще не высохли реактивы, в цехах лежат
груды постепенно ржавеющих коньков. Эти коньки, как кости живых существ, лежат
и напоминают нам о жизни Завода. Рабочие и служащие ушли, в раздевалках
оставлены их вещи, на столах стоят кружки с остатками сухого чая, на стенах –
плакаты, на станках – чертежи деталей, рядом инструменты. И кажется, что люди
где-то недалеко, вот пройдет час или два, и они вернутся, застучат молотки,
зашумят электромоторы фрезерных станков, заработает конвейер. Но этого уже не
произойдет никогда, неумолимый закон времени разрушил все, что было когда-то не
только производством, но и вторым домом рабочих. И мы смотрим на эти руины, и
сердце наше наполняется печалью и состраданием, это похоже на созерцание руин
храмов, которых немало поблизости от Завода. И можно по праву называть
Коньковый Завод разрушенным храмом, который объединял когда-то людей, делал их
счастливыми, вселял веру и дарил им осмысленную и героическую жизнь.
|
|
Помещение бывшего Верхотурского конькового завода хранит настоящие сокровища. Готовые изделия – некогда сияющие никелированные коньки – оставлены в покинутых цехах и, несмотря на годы забвения, кажется, по-прежнему ждут встречи с героями ледовых стадионов и катков. Художник Леонид Тишков оживляет коньки, дает им новое дыхание и пускает их в неожиданное путешествие. Скульптура, сотканная из сотен элементов, возносит над зрителем верхотурский конек, который в свою очередь венчает всю композицию своеобразной башни. Скользя по плоскости башни, коньки устремляются все выше и выше и выше, и готовы вот-вот взлететь, оторваться от скульптурной массы, преодолевая силу притяжения, взмыть над землей и отправиться в свободный полет. Перед нами своеобразный памятник коньку, памятник их создателям, рабочим и служащим Конькового завода.
http://www.kommersant.ru/doc/2130356
|