суббота, 29 октября 2011 г.

Заброшенные утопии



Galerie Jiri Svestka Berlin

11. November 2011 – 7. Januar 2012

Potsdamer Straße 81c

10785 Berlin

Leonid Tishkov

Verlassene Utopien: Dabloide und Ladomir

Леонид Тишков

Заброшенные утопии: 
Даблоиды и Ладомир























Проект ДАБЛОИДЫ московского художника Леонида Тишкова возник более двадцати лет назад. Началось все с комиксов и альбомов, потом появились пьеса и книги, объекты, видео, инсталляции, перформансы, создание издательства и фонда «Даблус» для пропаганды даблоидной идеи. Выставки даблоидов прошли во многих музеях мира, включая Музей современного искусства в Каракасе, Block музей и Nasher музей в США, Центр современного искусства Fargfabriken в Стокгольме. МоМА в Нью-Йорке включил в свою коллекцию даблоидов, как первые cartoonlike работы в европейском искусстве.
 Теперь Даблоиды пришли в Берлин - это картины-комиксы «Пропагандаблуса» и инсталляция «Фабрика Даблоидов», созданная по мотивам акции, состоявшейся в 2009 году на Камвольном комбинате города Екатеринбурга на Урале. Художник оплатил труд уволенных с фабрики рабочих, чтобы они производили даблоидов. Даблоиды – это существа сознания, напоминающие красную ногу с маленькой головой. Красный цвет – цвет жизни. Даблоиды - визуальный знак интеллектуального багажа  человека. Мы таскаем их с собой, под мышками или на плечах, куда бы ни направлялись. Часть наших Даблоидов имеют мировое распространение, другие являются чисто местными. Даблоиды вмещают все наши символы и идеи: Родина, президент, национальность, религия, партии, Гагарин, Биг Мак, Народный фронт, флаг на Рейхстаге. Даблоид – абсолютный символ, замещающий все символы мира. Они разные у разных людей, в разных местностях, на разных континентах - это язык, история и социальная идентичность. Даблоид – идея всех вещей, позволяющая человеку оглянуться на свое сознание, остановить бесконечный хоровод клише в голове. Выбросить даблоиды из нашего сознания – первостепенная задача современного человека. Социально - художественный проект «Даблоиды» был сформирован в начале 90-х годов прошлого века на пороге перехода России к новому обществу, но, к сожалению, он так и остался нереализованным утопическим проектом.























ЛАДОМИР – проект 2006 года посвящен великому поэту-футуристу 20 века Велимиру Хлебникову и русским гениям-авангардистам 20 века: художнику Казимиру Малевичу, ученым Циолковскому и Чижевскому, философу-космисту Николаю Федорову. Инсталляция создана художником из самых простых вещей, но без которых немыслимо бытие человека – из макарон и хлеба. В 1921 году Хлебников написал поэму «Ладомир», сочинение-утопию, про мир, где существует полная гармония, в котором живут люди разного цвета кожи, устремлений, верований, но ради светлого будущего они объединяются и создают новый блистающий мир.





















Человечки из «Ладомира – прообразы Председателей Земного Шара, слеплены из хлеба, художник назвал их «хлебниковыми». Центр инсталляции – макаронный город Солнцестан, возведенный из архитектонов Малевича и башен Татлина, радиобашен Попова, над которыми высится труба для путешествия в космос Константина Циолковского и парит золотой дом-гнездо, аэропланы и «летатлины». Этот поистине хрупкий поэтический мир, проект которого был создан сразу после русской революции, так и остался футуристическим миражом - люди видят в макаронах всего лишь пищу, а не сияющие лучи будущего. В начале 21 века эти утопии оказались не нужны человечеству. Но заброшенные, опустевшие, как парящие в небе корабли, они напоминают нам своим эфемерным величием о том, что мир мог бы стать совсем другим, - великодушным, полным счастья и равенства, идеальным миром.
 В заключение выставки, в длинном коридоре с бойницами, оказывается еще одна неосуществленная утопия.


ХРУСТАЛЬНЫЙ ЖЕЛУДОК АНГЕЛА, это личная утопия художника, о мечте полета, основанная на его биографии, о его уральском детстве, учебе на врача, о встрече с ангелом. Рассказанная в книге и на видео, она, может быть, трогает еще больше, чем все несбывшиеся мечты целых народов.