Вязаник на заднем дворе дома-музея Павла Петровича Бажова, Екатеринбург
6 октября 2002 года
«Вязаник — мифопоэтическое существо, созданное двумя главными составляющими моего искусства: хроносом и топосом, феноменами времени и места. Овеществленная память: старая одежда моей семьи, разорванная на «махорики», ленты, сшитые в бесконечные клубочки, подобные клубочкам, за которыми следуют герои русских сказок — хранит тепло людей, живших в моих родных местах. Народное уральское ремесло — вязание ковриков — превращается здесь в ритуал возвращения духов предков, соединение множества душ в спираль вечности, солярный знак, в «кокон памяти», за которым возникает новое мифическое существо — Вязаник, вязаный человек.
Вязаник входит в ряд таких сюрреалистических существ, как домовой и банник, созданных народной фантазией. Сочетание реальной памяти простых рассказов моей восьмидесятилетней матери о прошлом и превращение простых «махориков» в сказочное существо напоминает мифопоэтическую структуру сказов Павла Бажова. Примеривая Вязаник на себя, одеваясь в одежду нескольких поколений, превращаешься в безымянное, безличное существо, обретаешь бессмертие, становясь новым големом. Не из глины, не из дерева, не из сукна, а именно из «махориков» создан наш уральский Голем, нижнесергинский Пуруша, как бажовский Полоз, оставляющий в своих следах золотые камни.
Тишкова Раиса Александровна с Вязаником, 2002, Нижние Серги
Вязаник на выставке "Москва-Берлин, 1950-2000, в ГИМ, 2003. На переднем плане работа Иозефа Бойса "Основы", слева "Сельские похороны" Виктора Попкова.
Вязаник в Звездном Городке, 2003, фотография Х.-Ю. Бурхарт, журнал Штерн
Вязаник на выставке "Другая мифология", ГЦСИ, 2009
Вязаник на выставки "Ткань мифа", музей Комптон Верней, Великобритания, 2008
Вязаник на выставке "Другая мифология", ГЦСИ, 2009

Вязаник, 2004