четверг, 24 февраля 2011 г.

Видеть звук

Леонид Тишков
Rabat. Neurotic Landscape, 2011
Инсталляция: видео, дерево, глина, песок, светодиоды, музыка Ercan Irmak.

Выходит, пел не солдат, не человек, способный чувствовать холод,
наказание, любовь; пели враждебные ему горы.
Dino Buzzati, Il deserto dei tartari

На краю пустыни, на границе мира люди возвели укрепление - рабат и ожидают нападения врагов. Полные иллюзии, солдаты всматриваются вдаль, как в трансцендентное пространство, таящее опасность или загадочное послание. Силясь понять знаки падающих звезд, напоминающие арабскую вязь, слыша музыку сфер, люди пребывают в растерянности и страхе. Что означают эти знаки - имена бога, послания любви или смерти? Посмотреть в небо, как вглубь себя самого, раствориться в вечности - стать бесстрашным, слиться с пустыней, и тогда другой мир обернется нашим общим миром.


"Видеть звук"
1 – 20 марта
Открытие: 28 февраля, понедельник, 19.00

ГЦСИ, выставочный зал
Куратор: Виталий Пацюков

Участники: Александра Дементьева, Владислав Ефимов, Вадим Захаров, Владимир Мартынов, Александра Митлянская, Александр Петтай, Андрей Смирнов, Владимир Смоляр, Владимир Тарасов, Леонид Тишков, Марина Черникова, Bee flowers

суббота, 19 февраля 2011 г.

Вязаник


Вязаник, 2002


Вязаник в Уральском лесу, 2002

среда, 16 февраля 2011 г.

Вязаник


Вязаник на заднем дворе дома-музея Павла Петровича Бажова, Екатеринбург 
6 октября 2002 года

«Вязаник — мифопоэтическое существо, созданное двумя главными составляющими моего искусства: хроносом и топосом, феноменами времени и места. Овеществленная память: старая одежда моей семьи, разорванная на «махорики», ленты, сшитые в бесконечные клубочки, подобные клубочкам, за которыми следуют герои русских сказок — хранит тепло людей, живших в моих родных местах. Народное уральское ремесло — вязание ковриков — превращается здесь в ритуал возвращения духов предков, соединение множества душ в спираль вечности, солярный знак, в «кокон памяти», за которым возникает новое мифическое существо — Вязаник, вязаный человек.
Семья Тягуновых-Тишковых-Мартьяновых, 5-тилетний художник в центре, 1958

Вязаник входит в ряд таких сюрреалистических существ, как домовой и банник, созданных народной фантазией. Сочетание реальной памяти простых рассказов моей восьмидесятилетней матери о прошлом и превращение простых «махориков» в сказочное существо напоминает мифопоэтическую структуру сказов Павла Бажова. Примеривая Вязаник на себя, одеваясь в одежду нескольких поколений, превращаешься в безымянное, безличное существо, обретаешь бессмертие, становясь новым големом. Не из глины, не из дерева, не из сукна, а именно из «махориков» создан наш уральский Голем, нижнесергинский Пуруша, как бажовский Полоз, оставляющий в своих следах золотые камни.



Тишкова Раиса Александровна с Вязаником, 2002, Нижние Серги

Вязаник на выставке "Москва-Берлин, 1950-2000, в ГИМ, 2003. На переднем плане работа Иозефа Бойса "Основы", слева "Сельские похороны" Виктора Попкова.

 Вязаник в лесу, кадры из видео, 2003

Вязаник в Звездном Городке, 2003, фотография Х.-Ю. Бурхарт, журнал Штерн

Вязаник на выставке "Другая мифология", ГЦСИ, 2009

Вязаник на выставки "Ткань мифа", музей Комптон Верней, Великобритания, 2008


Вязаник, 2004

суббота, 12 февраля 2011 г.

Палимпсесты

 Палимпсесты, лист из серии, 1989, бумага, калька, тушь, акварель

Палимпсесты, лист из серии, 1989, бумага, тушь, акварель

Окна, смотрящие внутрь I, 1989, бумага, тушь, акрил, клей

Окна, смотрящие внутрь II, 1989, бумага, тушь, акрил, клей

 Камышовая хижина, книга из Библиотеки Водолазов, 1992, бумага, калька, акрил, тушь, клей

Гого, книга, бумага, калька, тушь, 1990

четверг, 10 февраля 2011 г.

Каukasus





"Kaukasus" (Кавказ), листы из книги, 1990, б., кисть, тушь

суббота, 5 февраля 2011 г.

пятница, 4 февраля 2011 г.