Вязаник на заднем дворе дома-музея Павла Петровича Бажова, Екатеринбург
6 октября 2002 года
«Вязаник — мифопоэтическое существо, созданное двумя главными составляющими моего искусства: хроносом и топосом, феноменами времени и места. Овеществленная память: старая одежда моей семьи, разорванная на «махорики», ленты, сшитые в бесконечные клубочки, подобные клубочкам, за которыми следуют герои русских сказок — хранит тепло людей, живших в моих родных местах. Народное уральское ремесло — вязание ковриков — превращается здесь в ритуал возвращения духов предков, соединение множества душ в спираль вечности, солярный знак, в «кокон памяти», за которым возникает новое мифическое существо — Вязаник, вязаный человек.
Вязаник входит в ряд таких сюрреалистических существ, как домовой и банник, созданных народной фантазией. Сочетание реальной памяти простых рассказов моей восьмидесятилетней матери о прошлом и превращение простых «махориков» в сказочное существо напоминает мифопоэтическую структуру сказов Павла Бажова. Примеривая Вязаник на себя, одеваясь в одежду нескольких поколений, превращаешься в безымянное, безличное существо, обретаешь бессмертие, становясь новым големом. Не из глины, не из дерева, не из сукна, а именно из «махориков» создан наш уральский Голем, нижнесергинский Пуруша, как бажовский Полоз, оставляющий в своих следах золотые камни.
Тишкова Раиса Александровна с Вязаником, 2002, Нижние Серги
Вязаник на выставке "Москва-Берлин, 1950-2000, в ГИМ, 2003. На переднем плане работа Иозефа Бойса "Основы", слева "Сельские похороны" Виктора Попкова.
Вязаник в Звездном Городке, 2003, фотография Х.-Ю. Бурхарт, журнал Штерн
Вязаник на выставке "Другая мифология", ГЦСИ, 2009
Вязаник на выставки "Ткань мифа", музей Комптон Верней, Великобритания, 2008
Вязаник на выставке "Другая мифология", ГЦСИ, 2009
Вязаник на выставки "Ткань мифа", музей Комптон Верней, Великобритания, 2008
Вязаник, 2004