суббота, 20 ноября 2010 г.
Путешествие частной луны в Арктике
«Лунные дни. Отрадно видеть над этой землей хоть призрак света. Идешь во мраке… Вдруг замечашь: небо с одной стороны закраснелось. Новый свет начинает спорить со слабым отблеском сияния, пересиливает, и вдруг за гранью ледяного покрова блеснет искорка народившегося месяца. Все переменится. Все озарится розовым светом. Очертятся края застрюг и ледяной коры на камнях. Все станет жизненней, приемлемей». Это из книги художника и фотографа Николая Пинегина, участника арктической экспедиции Седова на шхуне «Св.Фока». А вот, что писал в своем дневнике, найденном на его холодной груди в занесенной снегом палатке, капитан Скотт: «Чудный день и вечер; все облито лунным светом, таким, ярким и чистым, словно золотым, - удивительная красота!» Поэтому и моя луна в этих местах сияет оранжево, привнося в синий прозрачный воздух Арктики даже не свет, а ощущение жизни, обозначая своим присутствием надежду и равновесие. А без луны мое путешествие в столь отдаленные места было бы не возможно, как не возможно было без спутников достичь Северного полюса. Мое путешествие с частной луной началось в Лонгиербюене, с южной точки Шпицбергена, после мы оказались на самой северной его оконечности, на мысе Вергеленхукен, на 81-й широте. Там нашу шхуну «Северное сияние» остановили льды. Ах, если бы была собачья упряжка и крепкие сани, я бы погрузил в нее месяц и другую поклажу и направился в сторону полюса, но было уже поздно – сентябрь, надо ждать апреля. Отложим это путешествие на следующий год!
А сейчас: Magdalena fjord, где луна осветила кладбище китобоев: каменные гурии, поломанные ветром кресты, бугорки земли и доски опустевших гробов.
Sorgfjord, Heclahamna. Странный шум за окном столетней хижины шведских геодезистов в этом абсолютном и вечном безмолвии, вот выходит один с карабином: уж не медведь ли шалит, нет, это луна на крыльце, прилегла отдохнуть перед дальней дорогой на запад.
82 широта, Северо-Восточная Земля, недалеко от острова Lagoya, здесь трапперский домик и деревянная вышка для хранения моржовых и тюленьих туш. А может здесь жили когда-то ловцы луны. Долгой полярной ночью они выходили на берег Ледовитого океана и всматривались в черное небо, пытаясь уловить искорку народившегося месяца.
Глетчер «14 июля», огромные стамухи – глыбы льда на берегу залива, на одной из них – месяц, мой капитан, я рядом, как Амудсен, готов отправиться в плавание, ожидаем морского прилива.
И вот на борту шхуны «Noorderlicht» луна возвращается обратно, рядом – куски тысячелетнего льда, вверху – северное сияние и вторая, настоящая луна мягко светит сквозь туманный воздух… Мое путешествие заканчивается, путешествие луны – никогда!
Леонид Тишков, 2010